четверг, 3 марта 2016 г.

Интернет для поколения 60+

   Центр изучения пенсионной реформы (ЦИПР) выяснил, в каких интернет-сервисах нуждаются российские пенсионеры.
   Шорт-лист потребностей весьма разносторонен.
   Единый досуговый календарь.
    Нужна электронная площадка, содержащая анонсы выставок, мастер-классов, собраний, дискуссионных клубов, культурных и танцевальных вечеров.
   Сервис знакомств.
   Пенсионеры охотно используют возможности Интернета для общения с родными. Некоторые, несмотря на возраст, еще рассчитывают устроить личную жизнь, но в Сети им не удалось отыскать специализированной площадки, где одинокие сердца могли бы встретить друг друга.

   Куда пойти учиться.
   Среди электронных услуг Пенсионного фонда респонденты хотят видеть консолидированный каталог бесплатных курсов для пенсионеров. Пожилые люди охотно осваивают компьютер, проходят профессиональную переподготовку, изучают иностранные языки.
   Наибольшей популярностью пользуются сервисы минздрава (электронная запись на прием к врачу) и электронные сервисы ПФР. Но пенсионеры просят дополнить электронное правительство еще несколькими сервисами. А именно:
   Консультации у врача онлайн. Это очень популярное пожелание: многие мечтают получать консультации врача, не выходя из дома. Наличие онлайн-записи не отменяет необходимости проводить время в пути. Для многих пенсионеров этот вариант оказывается не вполне удобным.
   Заявка на соцпомощь в электронном виде: уборка, покупки, уход. Еще вариант - интеграция всероссийских волонтерских организаций в единую базу по территориальному признаку, где родные или сами старики могли бы просить добровольцев о помощи в быту (уборка, покупки, уход).
   Электронная регистрация на санаторно-курортное лечение.
   Респонденты отмечают, что процесс оформления в санаторий показался им затянутым и вызвал массу хлопот. Высказано пожелание о переводе этого процесса в электронный вид с возможностью оформления всех необходимых формальностей в режиме "одного окна".
   Таким образом, более всего российские пенсионеры хотят видеть реализованными сервисы, которые позволили бы им экономить деньги. Значительный спрос на развитие интернет-инфраструктуры в среде российских пенсионеров формируется за счет потребностей в сервисах для организации досуга, - делают выводы авторы исследования. Растет также потребность в развитии инфраструктуры электронного правительства.
   На вопросы "РГ" отвечает Святослав Миронов, ведущий эксперт ЦИПР.
   Вот я читаю: пожилые охотно осваивают компьютер, проходят профпереподготовку, изучают иностранные языки. А можно цифры и факты? А то ведь человеку после 50 тяжело устроиться на работу из-за того, что работодатель убежден, что возрастной соискатель не дружит с компьютером, не готов к обучению, не знает языков.
Святослав Миронов: Это раньше в 65 лет человек условно "доживал" свой век, а сегодня все больше пожилых людей отмечают, что после выхода на пенсию жизнь у них "только начинается".
   Стремление найти работу или подработку подталкивает к прохождению профпереподготовки и изучению компьютера.
   Иностранные языки, как правило, пенсионеры изучают для личного развития, чтобы "дать нагрузку мозгу". Для работодателя обычно владение языками не является определяющим фактором при приеме на работу. А вот компьютером и Интернетом - является. Например, пожилая женщина решит устроиться в библиотеку, но без навыков владения компьютером она не справится с электронной картотекой. И придется ограничить круг вакансий.
   По нашим данным, в одной только Москве работает более 1000 кружков и клубов для пенсионеров, занимающихся организацией досуга. В том числе там люди изучают и иностранные языки.
   Бесплатные уроки компьютерной грамотности проводятся в региональных отделениях Пенсионного фонда. По нашим данным, в 2015 году проведено свыше 200 курсов компьютерной грамотности для пенсионеров.
   Часть респондентов, несмотря на возраст, еще рассчитывают устроить личную жизнь. Кто - государство или волонтеры - могут или должны им помогать? Или личная жизнь на то и личная, чтобы решать ее без посторонней помощи?
Святослав Миронов: Это не вопрос государства. Подобный сервис мог бы привлечь коммерческие структуры. Существуют различные площадки знакомств, они и могли бы структурировать свои ресурсы, сделать специализированный сервис, где не возникнет "неловкости" у пожилого человека. Согласно государственной статистике четверть пенсионеров живут в одиночестве.
   Логично, что пенсионеры хотят иметь сайт, где можно найти все скидки и акции продуктовых ретейлеров. Но такой ресурс всем нужен.
Святослав Миронов: Конечно, пенсионерам хотелось бы видеть такой ресурс для себя, но, думаю, они не расстроятся, если он станет общедоступным. Главное, чтобы какая-то коммерческая структура взялась за это. Такой портал вполне может занять пустующую нишу на этом рынке. Допускаю, что эта площадка может не понравиться ретейлерам, т.к. отчасти повлечет "уход клиентов" и снижение продаж на продукты с неконкурентной ценой.
   Относительно реестра цен на лекарства в разных сетях аптек. Но такие уже есть: можно забить в поиск нужное лекарство и найти аптеку подешевле. Или я ошибаюсь?
Святослав Миронов: Наш опрос показывает, что данный сервис людям незнаком. Значит, либо его все-таки нет, либо вопрос в недостаточной рекламе. В регионах опроса удачных и доступных электронных каталогов цен на лекарства нам обнаружить не удалось. Возможно, в Москве подобный каталог есть, но за пределами МКАД сервис недоступен. Большое число респондентов жаловались, что разница в ценах на одни и те же лекарства в разных аптеках города порой может отличаться весьма существенно.
   Из разных регионов приходят сообщения о целых "эпидемиях" афер, где жертвы обычно пожилые люди. В Кузбассе за год четыре тысячи человек потеряли деньги при пользовании услугой "мобильный банк". Власти Красноярского края предупреждают: аферисты, представляясь сотрудниками полиции, присылают на электронные ящики письма, в которых просят опознать пострадавшего в аварии по фотографии. Прикрепленные файлы содержат вирусы, которые блокируют компьютер. За снятие блокировки предлагается отправить платное СМС. Дилемма: больше пенсионеров в Интернете - больше полезных услуг для них. Но и больше обмана.
Святослав Миронов: Это вопросы скорее к IT-специалистам. Мы можем только присоединиться к тем советам, что дают в полиции. Стандартный набор правил безопасности: не открывать прикрепленные файлы из писем от неизвестных адресатов, подвергать сомнению содержание любого письма, использовать почтовые программы, фильтрующие спам-рассылки, и обновлять антивирусные базы.
   Вот вы обобщили интернет-потребности пенсионеров. И что дальше?
Святослав Миронов: Мы собираем достоверную информацию, которая отсутствует в государственной статистике. Наша цель - привлечь внимание к потребностям людей пенсионного возраста. Думаем, что наши исследования подтолкнут коммерческие структуры к созданию новых ресурсов, а государственные органы - к изменению законодательных норм.
Приятно видеть, как наши исследования влияют на обстановку в регионах. Например, после выпуска рейтинга социального благополучия регионов РФ несколько областных администраций, которые замыкали рейтинг, приняли решение повысить прожиточный минимум своих пенсионеров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий